Наименование памятника:
Ансамбль усадьбы Дадиани – Башкировых.
Датировка памятника:
Первая половина XIX – начало XX века.
Местонахождение памятника:
Нижегородская область, Кстовский район, деревня Зименки.
Исторические сведения:
История усадьбы в деревне Зименки прослеживается с конца XVII века, когда она принадлежала представителям грузинского княжеского рода Дадиани. С 1821 года усадьбой владел князь Николай Александрович Дадиани, избранный в 1841 году нижегородским уездным предводителем дворянства. После его смерти, в 1871 году имение переходит к племяннику – Антону Александровичу Дадиани. 18 ноября 1865 года усадьба была продана надворной советнице Анне Петровне Александровой. С конца XIX века владельцем усадьбы стал Матвей Емельянович Башкиров, принадлежавший к династии известных нижегородских промышленников и предпринимателей.
Ансамбль усадьбы начал складываться в первой половине XIX века при Дадиани, когда появились деревянный господский дом, флигель, другие хозяйственные и служебные постройки, въездная липовая аллея.
Главная аллея парка. Фото И.С.Агафоновой, октябрь 2005 г.
При Е.М. Башкирове в начале XX века, предположительно по проекту нижегородского архитектора П.П. Малиновского, выстроены в стиле модерн четыре дачных корпуса, каретник. Территория вокруг них благоустраивалась с высадкой различных деревьев.
Одна из аллей парка. Фото И.С.Агафоновой, октябрь 2005 г.
В советское время в усадьбе был организован санаторий «Зименки» (просуществовал до 1993 года), заложен обширный парк, устроены танцевальная, спортивная, видовые площадки, появились одноэтажные деревянные здания клуба и столовой, другие служебные постройки. В 1955 году на территории санатория были введены два источника минеральной воды, использовавшиеся в лечебных целях. В 1965 году парк санатория «Зименки» был объявлен государственным памятником природы.
В годы Великой Отечественной войны, осенью 1941 года, в санатории «Зименки» более двух месяцев (сентябрь-ноябрь) жил русский советский писатель Алексей Николаевич Толстой. Здесь он работал над третьей книгой романа «Петр I» и над драматической повестью «Иван Грозный», написал ряд публицистических статей. В гости к А.Н.Толстому приезжали немецкий писатель-антифашист Б.Брехт, вдова А.М.Горького Е.П.Пешкова. В послевоенные годы в санатории бывали и отдыхали художник Ф. Решетников, артисты А.Райкин и М.Жаров.
После прекращения функционирования санатория на территории бывшей усадьбы началась несанкционированная хозяйственная деятельность: вырыто несколько котлованов под коттеджное строительство, надземным способом проложены коммуникации, вырублена часть зелёных насаждений, разобран ряд строений.
В 1999 году ансамбль усадьбы Дадиани-Башкировых был объявлен памятником архитектуры регионального значения. При этом в установленные границы территории объекта культурного наследия вошла лишь часть усадебного парка, причём западная граница в натуре практически не читается. Западная часть усадебного парка (в границах бывшего санатория «Зименки») объявлена охранной зоной памятника. Здесь устроен железобетонный забор, ограждающий территорию, взятую в аренду ЗАО «Пирс», которое занимается розливом минеральной воды (для этого построен специальный цех).
В самом начале 2000-х годов бывшая усадьба пострадала от пожаров – сгорел ряд строений, в том числе взятых на охрану. Разобран каретник. В ноябре 2003 года большая часть усадьбы Дадиани-Башкировых со строениями была приобретена в свою собственность Нижегородской епархией. Ведутся ремонтно-восстановительные работы по приспособлению её под резиденцию владыки.
Перестройки и утраты, изменившие первоначальный облик памятника:
Планировочная структура ансамбля частично сохранилась, изменено направление дорожек, некоторые усадебные постройки утрачены полностью (два дачных корпуса, каретник, фонтан), от других корпусов после пожара начала 2000-х годов уцелели лишь стены цокольных этажей. Архитектурный облик господского дома изменён. Вырыты котлованы под новое строительство, возведены заборы и ограждения без учёта усадебных границ.
Описание памятника:
Усадебный комплекс расположен к северо-западу от деревни Зименки на высоком живописном правом берегу реки Волги и занимает часть Зименковской горы. Обширная усадебная территория, ограниченная с севера и запада невысокими декоративными валами и рвами (максимальная глубина до 2 м относительно бровки вала), тянется вдоль бровки откоса, имеет ровный рельеф, плавно понижающийся к западу, при этом с запада к основной территории (490х 160 м) прирезан участок, также ограниченный валами (78 х 131 м).
Основой планировочной структуры являются въездная липовая аллея, идущая от главного входа, от южной границы, перпендикулярно реке, и тянущаяся от неё вдоль реки к западу дорога. Являясь главной композиционной осью усадьбы, эта дорога связывала основные усадебные строения, которых первоначально было восемь. Вдоль дороги располагались четыре дачных корпуса и водонапорная башня, в глубине парка находился каретник. Господский дом замыкал перспективу въездной аллеи, перед ним располагался фонтан, оформленный чугунным литьём, к востоку от которого – флигель.
Главный усадебный дом. Фото И.С.Агафоновой, октябрь 2005 г.
До нашего времени дошло пять сооружений усадьбы: господский дом, два дачных корпуса, от которых после пожара уцелели лишь стены цокольных этажей (корпус № 5 – в настоящий момент находится в процессе воссоздания, стены корпуса № 4, где жил А.Н. Толстой – оштукатурены), флигель, от которого также сохранились лишь стены первого этажа, водонапорная башня. Вдоль липовой аллеи с восточной стороны в настоящее время идёт ряд недавно выстроенных или реконструированных хозяйственных вспомогательных построек.
Воссоздаваемый корпус. Фото И.С.Агафоновой, октябрь 2005 г.
До пожара дачные корпуса имели сходное объёмно-пространственное решение и представляли собой интересные варианты этого типа сооружений в архитектуре модерна. Двухэтажные на цокольных этажах постройки имели активный силуэт благодаря высоким щипцовым кровлям и наличию выступающих террас на столбах с угловыми беседками-ротондами.
Фото С.В. Зеленовой (2000 год) до пожара
Архитектурный облик кирпичной водонапорной башни, расположенной между дачными корпусами и представляющей собой высокое цилиндрическое сооружение с контрфорсами и металлическим баком наверху, практически не изменился. Деревянный, одноэтажный с мезонином господский дом, решённый в классицизме, также в основном сохранил свой первоначальный облик.
Усадебный флигель, располагающийся напротив него, до пожара был двухэтажным на каменном цокольном этаже. Второй этаж был рубленый, обшитый. Здание не имело декоративных деталей.
Фото С.В. Зеленовой (2000 год) до пожара
Реставрационные работы
В настоящее время (2005 год) в процессе работ по воссозданию первоначального архитектурного облика находится дачный корпус № 5.
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника:
Усадьба представляет ценность как пример загородного дачного и садово-паркового комплекса, сформировавшегося на территории бывшей помещичьей усадьбы. Является также интересным примером ландшафтной архитектуры, где органично взаимосвязаны природный и культурный ландшафты. Имеет мемориальное значение: усадьба связана с родом крупнейших нижегородских предринимателей Башкировых, а санаторий – с выдающимися деятелями литературы и искусства советского времени.
Вид на Волгу с территории парка. Фото И.С.Агафоновой, октябрь 2005 г.
Основная библиография, архивные источники:
Баулина В. Сады и парки Горьковской области. – Горький, 1981. С. 17-121.
Зименки //Сборник материалов из истории Кстовского района. – Кстово, 1984. С.60.
Макаров И.А. Жизнь и судьбы Башкировых // Каждый род знаменит славен.- Н.Новгород, 1999.С. 154.
Терехова В.М. Здание санатория, где в 1941 г. Жил А.Н. Толстой // Материалы Свода памятников истории культуры РСФСР. Горьковская область. – М., 1985. С.204-205.
Паспорт на парк усадьбы Дадиани-Башкировых (Институт «Леспроект», 1990 г.) // Архив УГО ОКН.
Составители паспорта:
Агафонова И.С., архитектор, Абросимова А.Ю., искусствовед, Давыдов А.И., историк (НИП «Этнос»)
Дата составления паспорта:
25 ноября 2005 года.
Опубликовано 5 августа 2008 г.